1
Содержание
Пояснительная записка 3
1. Рабочая программа 11
1.1. Разделы программы
1.2. Учебный план
11
11
1.3. Тематический план
13
1.4. Календарный учебный график 17
2. Методическое обеспечение Программы
2.1. Организация занятий
18
18
2.2. Материально-техническое обеспечение
19
2.3. Формы оценки достижений планируемых результатов 20
2.4. Взаимодействие с родителями 21
Список литературы 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2
Дошкольное образование – первая ступень общей системы образования,
главной целью которой является полноценное развитие ребенка. Большое
значение для развития дошкольника имеет организация системы
дополнительного образования, которое способно обеспечить переход от
интересов детей к развитию их способностей.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном,
духовно-нравственном,
физическом
и
(или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением
уровня образования. Таким образом, развитие творческой активности каждого
ребенка является центральным звеном системы дополнительного образования и
основным понятием в обеспечении результативности дошкольного образования
в целом.
Необходимость и актуальность разработки программы дополнительного
образования в дошкольном образовательном учреждении определяются
спецификой образовательной деятельности, направленной на раскрытие
потенциальных возможностей и способностей воспитанников, ее творческим
характером и имеющимися возможностями для полноценного развития
дошкольников. Дополнительная общеобразовательная
программа детей и
взрослых «Тестопластика» (далее – Программа) разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (утверждены Постановлением главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3
- Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ».
Программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста и их
родителей, разработана на основе пособий и методических рекомендаций,
рассчитана на 1 года обучения.
Программа определяет содержание дополнительной образовательной
услуги - художественной направленности «Тестопластика». Содержание
Программы
включает задачи
художественно-эстетического
направления развития дошкольников младшего возраста с
учетом
возрастных
и индивидуальных особенностей детей.
Актуальность новизна, педагогическая целесообразность программы
В последние годы среди педагогов дошкольных учреждений возрос
интерес к соленому тесту, как материалу для лепки с детьми. Появилась
методическая литература, были разработаны рекомендации в помощь
воспитателям, руководителям творческих студий и родителям. Этот интерес
объясняется тем, что соленое тесто – простой и доступный материал в условиях
детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает
достаточную сохранность готовых поделок.
Соленое тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает
возможность воплощать самые интересные замыслы. Во время работы с этим
материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от
форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И
хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью
технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают
удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим
увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно
используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы
украшают интерьер детского сада.
Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста
(тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим
развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей
повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию
формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная
умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. Занятия
тестопластикой способствуют развитию речи у детей. У дошкольников
формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть
4
результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в
первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические
закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ.
Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными
материалами обогащает знание ребенка об их свойствах и возможностях
применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и
гибкости мышления.
Особое влияние занятие тестопластикой оказывает на развитие детского
творчества, фантазии. На занятиях лепкой развитие творческого воображения
имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка – самый осязаемый вид
художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается
ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия
предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
Занятие по лепке из соленого теста не просто вооружают ребенка
умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом,
способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают
возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не
потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка,
учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию,
конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес, они
получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность
выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, услышанному,
прочитанному в пластическом виде искусства.
Концептуальной основой данной программы является развитие
художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с
воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и
организованного образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной
деятельности самим верить, что художественное творчество не знает
ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная
техника лепки помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом
заключается педагогическая целесообразность.
Программа опирается на принципы построения общей дидактики:
Принцип сезонности: построение познавательного содержания с учётом
природных и климатических особенностей данной местности в данный
момент времени;
5
Принцип систематичности и последовательности: постановка задач.
«От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»;
Принцип развивающего характера художественного образования;
Принцип природосообразности: постановка задач художественнотворческого развития детей с учётом возрастных особенностей и
индивидуальных способностей;
Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей;
Личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;
Активности, контролируемости, индивидуального подхода в
обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его
повторности, построения программного материала от простого к сложному,
наглядности.
6
Возрастные особенности детей 3-4 лет
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в
эстетическом
развитии
ребенка.
Повышается
восприимчивость
к
художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной
формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более
разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок
радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях
искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный или
житейский характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки
явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень
специфическими оценками. У детей активно развивается подражание в
простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются
новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от
простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению,
узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм.
Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под
влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения.
У них отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному
решению поставленной задачи в изобразительной деятельности. Дети
становятся способными сознательно добиваться выразительности образа.
Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная
отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на
простейшие художественные образы.
У них развивается интерес к прекрасному в окружающей их жизни и в
искусстве, к различным видам игровой и художественной деятельности. У детей
наблюдается яркое проявление эмоциональной восприимчивости к поведению
литературного персонажа, хотя детьми скрытые мотивы его поведения еще не
осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако
детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и
отчетливостью.
Одной из ярких особенностей является универсализм эстетической жизни
ребенка, который проявляется в том, что все прекрасное, в какой бы ни было оно
форме, привлекает и увлекает ребенка. Ребенок любит и музыку, и сказку, и
рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ему нравятся все
виды искусства. Среди взрослых немало людей, которые поклоняются
прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят
поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись,
скульптуру, но не любят поэзию. Дети же любят все прекрасное – и эта
7
универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое
выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и
рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и
танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная
черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере:
ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он
неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему
средствами. Особая роль в эстетическом воспитании детей отводится искусству.
Волнуя и радуя, оно раскрывает перед ними смысл жизненных явлений,
заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к
сопереживанию, к осуждению зла.
Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть
непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим
воображением, инициативой. Чем больше эстетически развит ребенок, тем
прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая
деятельность.
Цель программы: способствовать развитию художественных и
творческих способностей дошкольников, навыков «ручной умелости», привитие
способности видеть прекрасное в окружающей действительности
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить воспитанников с историей возникновения
тестопластики, ее возможностями;
научить детей владеть различными материалами и
приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого
теста;
обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
использовать в работе различные способы лепки:
пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные
приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание,
вдавливание, прижимание, примазывание;
начать формирование знаний о композиции,
цветоведения, технике рисунка акварелью и гуашью.
основах
Развивающие:
8
развивать мелкую моторику;
развивать речь;
расширять словарный запас;
расширять кругозор;
развивать наблюдательность;
развивать эстетический вкус;
развивать образное и логическое мышление;
содействовать развитию творческого, пространственного
воображения, фантазии. Воспитательные:
воспитывать
трудолюбие,
терпение, аккуратность,
стремление доводить начатое дело до конца;
воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение
общаться со сверстниками и работать в коллективе;
воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре,
труду.
Для успешной реализации поставленных задач, Программа предполагает тесное
взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет
творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих
способностей детей, обуславливает его результативность.
Направленность целей, задач и содержание дополнительного образования не
повторяют задачи образовательных областей развития, определенные
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования.
Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация
дополнительной общеобразовательной программы детей и взрослых
«Тестопластика» осуществляется только по желанию родителей (их законных
представителей) на договорной основе с ними.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и
групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
В соответствии с СанПиНом занятия проводятся 2 занятия в неделю (8
занятий в месяц), продолжительность – 20 минут, во вторую половину дня.
Программа реализуется с сентября по июнь и включает 84 занятия.
Совместная деятельность педагога с детьми выстроена с использованием
технологий личностно-ориентированного взаимодействия, развивающего
9
обучения и воспитания. Художественные изделия могут изготавливаться как
индивидуально, так и коллективно. Применяется дифференцированный подход
к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность
в усвоении материала может быть различной.
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения программы дети знают:
виды и назначение изделий из соленого теста;
необходимые для работы инструменты и материалы;
основные этапы изготовления изделий;
основные приемы лепки и технологии выполнения;
композиционные основы построения изделия;
правила безопасной работы по время изготовления изделий. Дети
умеют:
использовать для работы инструменты;
изготовлять отдельные детали;
соединять детали в готовое изделие;
использовать разные способы лепки (сплющивание, защипывание,
соединение краев, оттягивание, сглаживание, вдавливание,
прижимание, примазывание, раскатывание);
составлять композицию из отдельных элементов;
сушить изделие;
организовывать рабочее место;
выполнять правила безопасной работы.
Формы подведения итогов реализации программы
открытое занятие (для родителей и педагогов);
выставки детских работ;
презентации детских работ;
фотовыставки, фоторепортажи;
изготовление подарков;
творческий отчет педагога дополнительного образования на итоговом
Педагогическом совете.
Содержание Программы, ее цели и задачи не повторяют задач
художественно-эстетического
развития
дошкольников,
определенных
10
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, расширяют и дополнят содержание образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования в
части реализации творческой деятельности детей.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1.1. Разделы Программы
Раздел Программы
Вводное занятие
Лепка по форме
Модульная лепка
Скульптурная лепка
Комбинированная лепка
Итоговое занятие
итого
Кол-во часов
2
32
24
8
16
2
84
1.2. Учебный план
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тема занятия
Введение. Знакомство с тестопластикой
Моя ручка
Разноцветные бусины
Забавные червячки
Пирамидка
Ёжик
Ёлочка
Снеговик
Зайчик
Самолет
Снегирь
Количество часов
теория практика всего
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
11
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Мимоза
Гусеница
Улитка
Уточка
Цветы
30
31
32
Итого:
Божья коровка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
4
4
4
4
1
1
4
1
1
8
1
1
24
4
32
12
месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
Итого:
Раздел Программы
Вводное занятие
Лепка по форме
Модульная лепка
Лепка по форме
Модульная лепка
Комбинированная
лепка
Модульная лепка
Лепка по форме
Скульптурная лепка
Модульная лепка
Комбинированная
лепка
Лепка по форме
Лепка по форме
Комбинированная
лепка
Скульптурная лепка
Комбинированная
лепка
Комбинированная
лепка
Итоговое занятие
Тема
Введение. Знакомство с тестопластикой
Моя ручка
Разноцветные бусины
Забавные червячки
Пирамидка
Ёжик
Кол-во
занятий
2
2
2
2
2
2
Ёлочка
Снеговик
Зайчик
Самолет
Снегирь
2
2
2
2
Мимоза
Гусеница
Улитка
2
2
Уточка
Цветы
2
Божья коровка
2
2
2
2
2
84
13
1.3. Тематический план
№
1
Тема занятия
Задачи
Содержание
Познакомить со всем необходимым,
что может пригодиться при работе с
тестом. Техника безопасности. Учить
оставлять отпечаток своей ладони.
Прикладывать усилия для отпечатка
Знакомим
детей
с
изготовлением соленого теста,
его свойствами. Проводим
инструктаж
по
правилам
пользования инструментами,
безопасного поведения на
занятиях. Рассматриваем свои
ладошки,
играем
с
пальчиками. Учимся оставлять
отпечаток
своей
ладони.
Прикладывать усилия для
отпечатка.
Учимся раскрашивать готовое
изделие, нанося краску на всю
поверхность, учимся работать
аккуратно.
Рассматриваем иллюстрации с
изображением различных бус.
Учимся делать бусины из
соленого теста и нанизывать
их на толстую проволоку – для
получения отверстия
Учимся раскрашивать готовое
изделие, выбирать краску для
своего изделия, наносить
краску на всю поверхность.
Учимся работать аккуратно.
Рассматриваем иллюстрации с
изображением
различных
червячков,
игрушки
–
червячок. Учимся катать в
ладошках колбаску из теста.
Дополнять изделия деталями
(глазки,
носик,
ротик),
используя
карандаш.
Развиваем тонкую моторику
рук, воображение.
Учимся раскрашивать готовое
изделие, выбирать краску для
своего изделия, наносить
краску на всю поверхность.
Учимся работать аккуратно.
Введение.
Знакомство с
тестопластикой.
Моя ручка
Учить раскрашивать готовое изделие
из теста
2
3
Разноцветные
бусины
4
Продолжать учить детей лепить из
соленого теста. Учить детей делать
бусины из соленого теста и
нанизывать их на толстую проволоку
– для получения отверстия.
Продолжать учить детей делать
бусины,
расписывать
бусины
краской.
Учить лепить червячка. Дополнять
объект необходимыми деталями для
выразительного образа.
5
Забавные
червячки
Продолжать учить раскрашивать
готовое изделие из теста.
6
14
7
Пирамидка
8
Учить детей лепить пирамидку из Рассматриваем игрушки –
дисков разной величины. Развивать пирамидки. Учимся лепить
чувство формы, величины
пирамидку для дисков разной
величины. Развиваем мелкую
моторику рук.
Продолжать учить раскрашивать Раскрашиваем
пирамидку,
готовое изделие из теста, подбирать
выбирая разные цвета для
цвет для колечек, работать аккуратно
9
Ёжик
10
11
Ёлочка
12
каждого
диска. Учимся
работать аккуратно.
Учить лепить ёжика. Дополнять Рассматриваем иллюстрации с
объект необходимыми деталями для изображением ёжика, игрушки
выразительного образа (иголки)
– ёжик. Учимся лепить ёжика,
дополнять
объект
необходимыми деталями для
выразительного
образа
(иголки).
Побуждать детей к творческой Побуждаем детей к
активности, самостоятельности при творческой активности,
подборе
цвета
краски,
для самостоятельности при
раскрашивания своей готовой
подборе цвета краски для
поделки
раскрашивания своей готовой
поделки.
Продолжать учить лепить из теста Иллюстрации и картинки с
ёлочку с шарами из отдельных частей изображением ёлочек.
Плоскостные фигурки ёлочек.
Продолжить учить лепить из
теста плоскостную фигуру из
отдельных частей в виде
капельки. Шары – ёлочные
игрушки накладываем сверху.
Развиваем мелкую моторику.
Продолжать побуждать детей к Раскрашиваем
ёлочку,
творческой
активности, подбираем цвета по желанию
самостоятельности при выборе цвета для раскрашивания шаров.
краски для ёлочных шаров
15
13
Снеговик
14
15
Зайчик
Продолжать развивать навыки работы Рассматриваем иллюстрации с
снеговиков,
с
тестом,
закреплять
умение изображением
игрушку-снеговика.
Делим
скреплять отдельные части изделия
комочек теста на три части,
скатываем шары из двух
частей. Из третей части лепим
цилиндр
для
ведра.
Примазываем
детали,
используя кисть и воду.
Изготавливаем и прикрепляем
детали носа и рук.
Карандашом обозначаем глаза
и пуговицы. Развиваем тонкую
моторику
рук,
умение
работать аккуратно, доводить
начатое дело до конца.
Побуждать детей к творческой Раскрашиваем
готовое
активности, самостоятельности при изделие по образцу.
подборе
цвета
краски,
для
раскрашивания своей готовой
поделки
Продолжать
учить
детей Рассматриваем иллюстрации с
изготавливать плоскостные изделия. изображением
зайчика,
Использовать
в
работе игрушка-зайчик, образец.
Лепим плоскостную фигуру из
деталей округлой и овальной
формы. Развиваем тонкую
моторику рук,
воображение
Продолжать закреплять имеющиеся Раскрашиваем
готовое
навыки рисования красками, учить изделие по образцу, используя
применять цвет, как средство три цвета. Развиваем тонкую
передачи настроения.
моторику рук, воображение.
разнообразные приемы лепки.
16
17
Самолет
18
Продолжать побуждать к творческой Рассматриваем иллюстрации с
активности, самостоятельности в изображением
самолетов,
моделировании самолета
игрушки, модели самолетов.
Делим кусок теста на три
части, из большей части
вылепляем фигуру овальной
формы, моделируя хвост
самолета,
прикрепляем
плоские крылья.
Продолжать
закреплять
навыки Раскрашиваем
готовое
рисования краской. Побуждать к изделие,
самостоятельно
творческой активности
выбирая цвет.
16
19
Снегирь
Продолжать развивать навыки работы Рассматриваем иллюстрации с
с тестом, учить работать по образцу. изображением
птиц,
плоскостные фигуры птиц,
образец. Делим кусочек теста
на четыре части, из каждой
части вылепляем нужную
деталь, скрепляем детали,
используя воду и кисть.
Развиваем
воображение,
внимание, умение работать по
образцу, выполняя словесные
указания.
Продолжать
развивать
навыки Раскрашиваем
готовое
рисования красками. Побуждать к
изделие по образцу, используя
творческой активности
три цвета. Развиваем тонкую
моторику рук, воображение,
аккуратность, терпение.
20
Мимоза
21
22
Продолжать учить детей лепить из Рассматриваем иллюстрации с
соленого теста. учить работать по изображением. Делим кусочек
образцу
теста на несколько равных
частей, скрепляем детали,
используя воду и кисть.
Развиваем
воображение,
внимание, умение работать по
образцу, выполняя словесные
указания.
Продолжать
развивать
навыки Раскрашиваем готовое изделие
рисования красками. Побуждать к
по образцу, используя два
творческой активности
цвета. Развиваем тонкую
моторику рук, воображение,
аккуратность, терпение.
Побуждать к творческой активности,
самостоятельности в моделировании
гусеницы: характерные особенности
движения (изгиб), настроения
23
Гусеница
Рассматриваем иллюстрации с
изображением
гусеницы,
игрушку-гусеницу.
Раскатываем колбаску из
кусочка теста в ладошках.
Моделируем
гусеницу,
передавая
характерные
особенности движения (изгиб)
развиваем мелкую моторику
рук, воображение.
17
Продолжать закреплять имеющиеся
навыки рисования красками, учить
применять цвет, как средство
передачи настроения
24
Учить
лепить
улитку
путем
сворачивания колбаски по спирали.
Дополнять объект необходимыми
деталями для выразительности
образа (рожки)
25
Улитка
Побуждать детей к творческой
активности, самостоятельности при
подборе
цвета
краски,
для
раскрашивания своей готовой
поделки
26
Учить лепить уточку, анализировать
строение предмета, форму и размер
отдельных частей, закреплять умение
выгибать готовую форму в дугу,
оттягивание части (хвост, клюв)
27
Уточка
28
Продолжать побуждать детей к
творческой
активности,
самостоятельности при выборе цвета
краски для раскрашивания
Раскрашиваем
готовое
изделие из теста, выбирая
краски
самостоятельно.
Закреплять
имеющиеся
навыки рисования красками –
закрашивание
изделия
полностью.
Продолжаем
учиться
скатывать колбаску из кусочка
теста в ладонях. Учимся
лепить улитку, сворачивая
колбаски
по
спирали,
дополняем
изделие
необходимыми деталями для
выразительности
образа
(рожки). Развиваем мелкую
моторику рук, воображение.
Учимся работать аккуратно.
Продолжаем
учиться
раскрашивать
готовое
изделие,
самостоятельно
подбирать цвета краски для
раскрашивания своей готовой
поделки. Продолжаем учиться
работать аккуратно.
Продолжаем
учиться
скатывать колбаску из кусочка
теста в ладонях. Учимся
лепить улитку, сворачивая
колбаски
по
спирали,
дополняем
изделие
необходимыми деталями для
выразительности
образа
(рожки). Развиваем мелкую
моторику рук, воображение.
Учимся работать аккуратно.
Продолжаем
учиться
раскрашивать
готовое
изделие,
самостоятельно
подбирать цвета краски для
раскрашивания своей готовой
поделки. Продолжаем учиться
работать аккуратно.
18
Цветы
Продолжать
учить
детей Рассматриваем иллюстрации с
изготавливать плоскостные изделия, изображением
цветов,
используя различные приемы лепки
несколько образцов, слушаем
музыку. Продолжаем учиться
вылепливать
плоскостные
цветы по различным образцам,
используя различные приемы
лепки.
Продолжать закреплять имеющиеся Раскрашиваем готовое изделие
навыки рисования красками, учить по
желанию,
развиваем
применять цвет.
фантазию. Закрепляем навыки
лепки капельки, продолжаем
учиться
создавать
образ,
работать аккуратно.
Божья коровка
Продолжать учить детей лепить из Рассматриваем иллюстрации с
соленого теста по образцу
изображением
божьей
коровки, игрушки, образец.
Продолжаем учиться лепить
из цельного куска соленого
теста, дополняя узором –
точки.
Карандашом
обозначаем глаза. Развиваем
глазомер, внимание, тонкую
моторику рук.
Побуждать детей к творческой Раскрашиваем
по
активности, самостоятельности при
образцу. Развиваем
подборе
цвета
краски,
для
воображение, тонкую
раскрашивания
своей
готовой моторику.
поделки.
29
30
31
32
1.4. Календарный учебный график
срок
Дата
Дата
обучения
начала
окончания
обучения
обучения
по
по
программе программе
1 год
1.09.2023
30.06.2024
Всего
учебных
недель
42
Количество Режим занятий
учебных
часов
84
2 раза в неделю
19
2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Организация занятий
Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему
содержанию
соответствуют
возрастным
особенностям
и
возможностям
воспитанников. Учебный материал в них распределяется согласно принципу
возрастания и чередования нагрузки. Каждое занятие состоит из трех частей:
подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия занимает от 5 до 15% общего времени.
Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить руки ребенка — к работе:
разогреть мышцы рук, создать психологический и эмоциональный настрой,
сосредоточить внимание.
Для решения задач этой части используются следующие средства:
пальчиковая гимнастика, техника безопасности.
Основная часть занятия длится от 70% до 85% общего времени. В этой
части решаются основные задачи, формируются
умения и навыки работы с
тестом, идет основная работа над развитием мелкой моторики.
Заключительная часть длится от 3% до 7% общего времени занятия.
Используются упражнения на расслабление мышц, игры.
При проектировании занятий необходимо учитывать следующие факторы:
- индивидуальные особенности ребенка;
- индивидуальные интересы и предпочтения;
- творческие способности;
- возрастные и половые особенности.
Программа
может
реализовываться
педагогом, имеющим
среднее
профессиональное или высшее педагогическое образование. Педагог должен
осуществлять обучение и воспитание обучающихся (воспитанников) с учётом
специфики программы, вести в установленном порядке документацию,
соблюдать права и свободы обучающихся (воспитанников), поддерживать связь
20
с родителями (законными представителями), выполнять правила и нормы охраны
труда, техники безопасности, соблюдать трудовую дисциплину.
Педагог помимо хорошей профессиональной подготовки должен обладать
умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения с
детьми. Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а
также своеобразным режиссером проводимых им занятий, поэтому важно все: и
его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора. От педагога
зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий
создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными
игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую
мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей,
почувствует себя юным художником.
2.2. Материально-техническое обеспечение Основное оборудование для
работы с тестом
Доска для лепки
Стеки
Баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия
между собой
Зубочистки. Очень часто используются. Служат для нанесения
орнамента и насечек, в объемные изделия так же могут выполнять роль
каркаса (например, соединяют голову и туловище)
Алюминиевая фольга. Вещь крайне необходимая. На куске фольги
формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки
Расческа с частыми зубьями. для нанесения орнамента и насечек.
Незаменима при изготовлении корзинок
Деревянная палочка для суши. Очень удобный инструмент, хорошо
всегда иметь под рукой. Ей хорошо делать разной формы углубления
21
Мука, соль
Посуда для замешивания теста
Скалка
Гуашь
Кисточки
Набор фигурок и вырезок, картинок, игрушек
Магнитофон
2.3. Формы оценки планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми в
процессе работы с бумагой в условиях выполнения простейших навыков
аппликации: вводный – в октябре, где определяются стартовые возможности
детей, итоговый – в мае, где выявляется уровень сформированности умений и
навыков.
Диагностика проводится во время образовательной деятельности.
Основной параметр - проявление умения и навыков. Педагог наблюдает за
детьми в процессе работы, в условиях выполнения обычных и специально
подобранных заданий.
Показатели уровня развития навыков овладения приемами лепки
№ Ф.И.
Умеет
Умеет
Умеет
п/ ребё раскатывать отламывать от сплющива
п нка
комочки
большого куска ть комочки
теста
теста
теста
прямыми и
маленькие
между
круговыми
комочки
ладонями
движениям
и кистей
рук
Лепит
различные
предметы,
состоящие
из 1-3
частей
Суммар
ный
уровень
Низкий уровень - не выполняет действия;
22
Средний уровень - выполняет действия частично;
Высокий уровень – выполняет действия.
2.4. Взаимодействие с родителями
Привлечение родителей, взрослых к совместному творчеству вместе с
детьми. Совместная работа способствует самореализации каждого ребенка,
взрослые здесь выступают как равноправные партнеры взаимодействия, иногда
«учат» взрослых приемам и методам лепки изделия из теста. Кроме того, в такой
совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, их мечты и желания,
умение фантазировать и воплощать свои мысли, детей, которые с удовольствием
приходят на помощь взрослым. Между детьми и взрослыми доверительные
отношения. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к
личности маленького человека, забота о нем.
привлечение родителей к изготовлению поделок
консультации для родителей
анкетирование
совместные занятия на конкурс, выставки и т.д.
План взаимодействия с родителями
Сроки
Тема
Форма проведения
1 квартал Роль «тестопластики» в развитии Стендовая информация,
детской моторики
презентация детских работ
«Знаете ли вы своего ребёнка?»
2 квартал Игрушки на елку
Мои любимые герои
3 квартал Что я умею, что могу???
анкетирование
Совместное оформление елки на
участке, подарков
Выставка детских поделок
Открытое занятие. Фотовыставка
23
Анкетирование
Творческий отчет педагога
дополнительного образования
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. Спб. 2011
2. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. М. Просвещение. 2006. 192с.
3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. СПб. Детство Пресс. 2004.
128с.
4. Кард В., Петров С. Пластилин. Игрушки из пластилина. М. 2001.
5. Кискальт И. Соленое тесто. М. 2003.
6. Лепнин В. Лепим из пластилина. Белгород. 2012.
7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». М. 2013
8. Лыкова И.А. Пластилиновый остров. М. 2013. 9. Фирсова А. Чудеса из
соленого теста. М. 2008.
10. Хоменко В.А. Лучшие поделки. Харьков. 2009.
11. Чьянова Г. Соленое тесто для начинающих. М. 2005.
12. Чен Н.В., Бедина М.В. Забавные поделки шаг за шагом. Белгород. 2000.
24
Приложение 1
Для вас родители…
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует
значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в
специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста
можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые
варианты и способы лепки. Однако его возможности становятся практически
неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.
Рецепт теста. Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли
и добавьте немного воды. Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень
пластичным, приятным на ощупь.
Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветриваться и
становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если
предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
Окрашивание теста и готовых поделок
Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с
солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую
добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы
получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя
использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует
разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые ёмкости по цветам.
Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного
высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые,
25
акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть
тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью. Удобно
прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно,
не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое – цвета яркие, а когда оно
высыхает, цвета блекнут. В этом случае изделие можно покрыть акриловым
лаком.
Особенности лепки
Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках.
Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы
с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая
жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный
материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения
смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на
каркас из трубочки, палочки, проволочки; сделать надрез (разрез) стекой,
вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и
т.д.
Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с
открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку
выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).
Время запекания в духовке варьируется от размеров изделия. Для сушки
толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы
после недолгого периода запекания.
Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с
1-2 столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый
оттенок.
26
Хранение и реставрация готовых поделок
Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они
напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако
если какой-то элемент отломался, его можно приклеить клеем ПВА. Если по
изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.
Уход за поделками из соленого теста
Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для
сушки волос или толстой мягкой кисточкой. Поделки из соленого теста можно
время от времени подсушивать в духовке.
Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки
из соленого теста:
доски, упаковочная пленка, скалки для раскатывания теста;
салфетки – бумажные тканевые;
различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши,
зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски,
зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля,
крупные пуговицы, монеты, колпачки от фломастеров, пробки,
камушки, ракушки и т.п.;
формочки для кексов, формочки для игр с песком;
трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей,
колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от
коктейля;
27
соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные
стрежни от шариковых ручек, палочки;
природный материал: ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди,
перья, зерна, травки, семена, косточки и т.п.;
бросовый материал: пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток,
втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.;
пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
клей ПВА;
кисточки
разных
размеров, краски
акварельные,
гуашь, фломастеры.
Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто
через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень
удобна для переноса фигурок без повреждения фигурок с противня. Лопаточкой
можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делить тесто на
части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать
фигурке рот и т.п.
28
Приложение 2
Это интересно…
ВАРИАНТЫ ПОДЕЛОК ИЗ ТЕСТА
Скульптура из соленого теста
Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное
или окрашенное, стеки, зубочистки, фольга, футлярчики киндер-сюрпризов,
дополнительный материал (кусочки меха, пуговки, бусинки, леска и т.п.).
Полезные советы:
Изготавливая объемные поделки, удобно использовать уже окрашенное
тесто. Чтобы скульптура не деформировалась, оно должно быть тугим.
Из соленого теста трудно лепить большие вертикальные фигуры, поэтому,
если поделка задумана высокой и неустойчивой, обязательно нужно посадить на
каркас.
В процессе лепки объемной скульптуры следует сначала сформировать
основу из фольги, затем облепить её соленым тестом. В качестве основы можно
использовать футлярчики киндер-сюрпризов.
Для более четкой передачи образа к тесту можно добавить дополнительные
материалы. Так тесто отлично комбинируется с бисером, ракушками, нитками,
сухоцветами и т.п. из ниток выходят замечательные волосы, из лески – усы, из
меха – борода. Из пластмассовых палочек от чупачупсов или зубочисток
получаются чьи-нибудь белоснежные зубы или бивни. А из бисера, бусинок,
перца горошком, мелких пуговиц – глаза.
Если изделие получилось очень объемным, то сушить его нужно долго, для
миниатюрного изделия времени для просушки надо меньше. Чем меньше
игрушка, тем больше шансов, что она не растрескается в духовке.
29
Высушивая работы в духовке, нужно быть внимательным, так как они
могут подогреть, и вид у поделок будет непривлекательным.
Медали и медальоны из соленого теста.
Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто натуральное
или окрашенное, стеки, трубочки для коктейля, пластмассовые трафареты из
плотного картона, дополнительный материал (пуговки, бусинки, бисер, ракушки
и т.д.).
Полезные советы:
Дети очень любят лепить из теста замечательные медли и медальоны, а
потом играть с ними. Для начала нужно комок теста поместить на ровную
поверхность и придавить его ладонью. Затем раскатать скалкой вперед-назад,
работая обеими руками, пока не получится тесто нужной толщины.
Изображение медальона можно получить с помощью пластмассовой
трафаретки для печенья или пластиковой крышки от аэрозоля: слегка прижать
трафаретку к тесту и сильно надавить ладонью. Не следует в работе с детьми
использовать металлические трафаретки, при надавливании они могут поранить
ладони ребенка.
Можно использовать трафарет из плотного картона: положить его на тесто
и обрезать изображение по контуру пластмассовым ножом, затем удалить от
заготовки обрезанное по краям тесто.
Готовый медальон можно украсить бисером, налепами, жгутиками и т.д.
Не забудьте в заготовке сделать отверстие для шнурочка, т.к. когда тесто
высохнет, дырочку сделать будет невозможно.
30
Лепка рельефной картины
Необходимые материалы и инструменты: рамка и основа будущей
картины; соленое тесто (окрашенное или натуральное); дополнительный
материал: природный, бисер, бусины и т.д. (в зависимости от темы и сюжета
будущей картины); скалки; различные стеки или предметы их заменяющие
(зубочистки, палочки, пластиковый нож); акварельные или гуашевые краски;
кисти разного размера; клей ПВА; лак.
Создание картины из соленого теста.
Подготовка основы. Лепка рельефной картины всегда начинается с
подготовки основы. Это может быть форма из соленого теста. Такую форму
сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера.
По размеру рамки можно вырезать плотный картон и наклеить на него обои
или однотонную ткань. Картонную основу также можно покрыть раствором клея
ПВА, затем загрунтовать тонким слоем соленого теста или посыпать манной
крупой.
Оригинальные работы получаются, если в качестве основы использовать
диски или пластинки.
Создание рельефного изображения. Сначала карандашом набрасываем
эскиз. Затем следует определить хотя бы примерную последовательность
работы, и то какие элементы будут сделаны из теста.
Можно прямо на эскизе выполнять лепку композиции в полном объеме и
затем сушить картину на теплом воздухе. Можно, соблюдая размеры, каждый
элемент лепить отдельно, готовые детали сушить в духовке, затем клеем
прикрепить их к основе картины. Детали будущего панно дети могут слепить с
помощью различных трафаретов и шаблонов.
Цветовая обработка готового изображения. Если тесто не было
окрашено при замесе, вы без особого труда раскрасите уже готовую работу.
31
Последние штрихи. Полученную картину вставляем в рамку. Если нет
подходящей рамки, сделать её можно самим из соленого теста, ракушек, палочек,
соломинок от коктейля и т.п.
Картину и рамку из соленого теста можно украсить бисером, бусинками,
кружевом, лентами, пуговицами или природным материалом: ракушками,
камушками, различными
семенами. Колосками
и
сухими
травинками,
сухоцветами. Красками дополняем недостающие элементы и покрываем
произведение лаком или раствором клея ПВА.
Приложение 3
Методические рекомендации для педагогов
Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, педагогам следует соблюдать
следующие условия:
ребенку должна предоставляться максимальная свобода для
проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое
пространство;
для того чтобы дети лепили с удовольствием, у них не должно быть
недостатка в материалах и инструментах. Помимо соленого теста дошкольники
должны иметь в свободном пользовании широкий выбор дополнительных
материалов и настоящих инструментов (скалки, чесноковыжималки, формочки
для кексов, трафаретки для печенья, ситечко и т.п.), а также иметь возможность
в любую минуту действовать с ними;
необходимо приучать детей готовить свое рабочее место к занятию
и приводить его в порядок после того, как работа закончена, поддерживать
порядок на рабочем месте. Это способствует формированию у дошкольников
трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда: чувства удовлетворения при
виде чистоты, привычку работать аккуратно;
32
на
каждом
занятии
педагог
должен
создавать
творческую
доброжелательную атмосферу, необходимо поощрять и заинтересовывать
ребенка самим процессом лепки, работой с материалами и инструментами,
обеспечивать привлекательность результатов деятельности;
в процессе лепки следует исключать излишнюю опеку, проявлять
доверие к ребенку, его возможностям, формировать у детей желание выполнять
самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь всякий раз, когда
он в ней нуждается;
не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчение от
неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным заданием, т.к.
в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание лепить.
Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность
помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от
собственной умелости. Педагог должен создавать у ребенка чувство внешней
безопасности, когда он знает, что его результаты его творчества не получат
отрицательной оценки взрослого;
необходимо помнить о том, что дети должны получать радость от
достигнутых результатов, от своей полезности другим. Так детские работы
могут украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения.
Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх.
Максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое
их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского
учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них
обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от
овладения умением создавать прекрасное своими руками;
одним из важных средств поощрения и развития детского творчества
являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои
достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного
33
участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, дети могут
оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание
своего труда;
нельзя забывать: ценность детского творчества не в результате, не в
продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка
процессе лепки, в процессе детского экспериментирования с инструментами и
материалами, и в тех чудесных превращениях, которые дает столь
универсальный пластический материал как соленое тесто.
34
Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)